МОУ-СОШ №1 города Аткарска Урок по изобразительному искусству: «Золотая осень». Для учащихся 5 классов. Автор: учитель ИЗО Сумкина Ирина Владимировна Вид занятия: Рисование по представлению. Техника работы: живопись. Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, детские рисунки, альбомы, палитры, краски, кисти и т. д. Учебные и воспитательные цели и задачи: Воспитывать у детей любовь к природе через эстетическое восприятие и воспроизведение в рисунках. Развитие чувства цвета, гармонии и эстетики восприятия окружающего мира.
План урока: 1.Организационная часть урока 1-2 мин. 2.Беседа «Золотая осень» с использованием презентации 10 мин. 3. Физкультминутка 3 мин. 4. Практическая работа 17 мин. 5. Подведение итогов урока 3-4 мин.
Организационный момент: приветствие и проверка готовности. Ход урока: В природе есть много праздников- это первый снег, ледоход, первая зелень, а есть пора когда земля одевается в самые яркие наряды- это золотая осень. В эти дни кажется, что земля начинает даже светится. Серебристые ниточки паутины, синий холод лесной реки, красный огонь рябины. Что ни шаг- новые краски. Ребята, подскажите мне, какие вы знаете признаки осени? Ответы: желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др. Золотая осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов (слайд с портретом Исаака Левитана и его картиной «Золотая осень» звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня» (Октябрь) На этой картине изображен осенний пейзаж. Он кажется нам простым и привычным. Художник изобразил неширокую реку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете за изумрудно-зеленой полосой - деревня. И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Петр Ильич Чайковский, вдохновленный тихой, задумчивой осенью создает "Осеннюю песню" (Октябрь). Осенью природа отдыхает от знойного лета, от напряженной весны. "Осеняя песня" входит в цикл фортепианных миниатюр "Времена года". Настроение этого произведения спокойное, немного печальное, ласковое в тоже время холодное и прозрачное. Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так любимой и дорогой всем нам.
Скажите ребята, почему осень называют «золотой»? Ответы: много желтых листьев, похожих на золото. Стихотворение «Осень» Э. Федоровской красочно описывает осень как замечательного художника: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, Все стоит в пурпуре только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лета!» Посмотрите –роща золотом одета. В картинах осени есть светлая грусть. Осенью мы лучше видим глазом и сердцем. Чище и тоньше звучат голоса улетающих птиц. Осень- сплетение радости и грусти. Радости от буйства ярких красок в природе, а грусти от осознания того что эта красота непродолжительна и вся природа готовится к предстоящему долгому зимнему сну. Таково состояние природы, таково состояние души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В эту пору особенно остро чувствуешь, что ты частица этой природы и что тебе принадлежит эта земля. (Слайд с фотографией осеннего пейзажа родного края). А проникнуться настроением осеннего пейзажа нам помогают стихи поэтов. «Осень» (А. Бунин) Лес, словно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Ребята, а какие стихи о осени знаете вы? Ответы: чтение стихов о осени. Слайд с портретом А.С. Пушкина и строками стихотворения «Болдинская осень» Не могут оставить равнодушным ни одного человека строки стихотворения А.С. Пушкина " Осень". Здесь Пушкин отмечает все времена года, особо умиляясь осенью как периодом вдохновения, кульминацией красоты.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса!
Пышная красота быстротечна, утекает словно песок в песочных часах она не может радовать нас вечность... И нужно успеть увидеть природу во всей своей красе, пока есть такая возможность.
Осень для Пушкина - царица всех времен. Она, словно муза, дарит поэту вдохновение, творческие и душевные силы.
И пробуждается поэзия во мне...
...И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие на встречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут...
Осень - пора творчества. Не только Пушкин вдохновлялся ею, но и многие другие поэты, художники и музыканты.
Физкультминутка: стихотворение автор- А. Болонский. Кружат листья над дорожкой, Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян! Мы идем и под ногами Слышен шорох золотой Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной. Практическая работа: на этом уроке каждый сможет нарисовать свои самые лучшие впечатления о осени. Каждый из вас ходил с родителями в лес за грибами и любовался красотою осеннего пейзажа. Звучит музыка Чайковского, дети работают над осенним пейзажем, учитель направляет работу учащихся. Подведение итогов: выставка детских работ, анализ и оценка. На этом урок окончен, благодарю всех за работу.
|